Спецпроект Издательского дома «‎Беларусь сегодня»
и Национального архива Беларуси
СБ. Беларусь сегодня

Ил-2 в небе над Логойщиной (продолжение)

(Окончание. Начало читайте по ссылке.)

 
Белорусская стратегическая наступательная операция «Багратион» показала высокую степень взаимодействия наземных войск с авиацией. Важнейшую роль в ходе операции выполняла штурмовая авиация, фактически ставшая главной ударной мощью военно-воздушных сил Красной армии.


Летающие танки

Отступающие войска вермахта подвергались сокрушительным ударам штурмовой авиации. Самолет Ил-2 называли тогда летающим танком. Этот самолет сочетал в себе огневую мощь и броневую защиту, выполнял функции бомбардировщика, штурмовика и истребителя. В боевом снаряжении на самолете были бомбы, пушки и пулеметы, а под крыльями он мог нести реактивные снаряды РС-82 или РС-132. На первом заходе на цель обычно сбрасывали бомбы с безопасной высоты. На втором заходе на бреющем полете штурмовики расстреливали противника из пушек и пулеметов. Атаки на низкой высоте приводили в ужас пехоту противника. Немецкие солдаты называли штурмовик Ил-2 черной смертью.

1‑я гвардейская авиадивизия одновременно с боевыми действиями в Логойском районе вела разведку и наносила удары с воздуха по врагу в районах Молодечно, Вилейки, Сморгони. Из архивных документов Центрального архива Министерства обороны: 
«Боевое донесение № 285/ОП, штаб 3‑го Белорусского фронта, 2.07.1944. 1‑я воздушная армия штурмовой и бомбардировочной авиацией уничтожила войска и технику противника на ж. д. узле Минск и по дорогам Смолевичи — Минск, Логойск — Минск, Вилейка — Стажинки, Красное — Молодечно. Одновременно велась воздушная разведка до рубежа Сморгонь, Воложин. Всего до 17:00 произведено 168 самолетовылетов».
Немецкие войска, отступившие из Логойска, продвигались на автомашинах, повозках и в пешем строю по дороге на Острошицкий Городок. В этот район вылетели советские самолеты, чтобы уничтожить отходящие вражеские войска. Удар по этой колонне штурмовики 74‑го ШАП нанесли в районе деревень Мощенка и Острошицы Логойского района. Об этом свидетельствует боевое донесение штаба 3‑го Белорусского фронта от 2 июля: 
«…1‑я воздушная армия бомбардировочными действиями уничтожала войска и технику противника по дорогам: Логойск — Ст. Гайна, Великие Бесяды и Логойск — Острошицкий Городок — Радошковичи».
Не все экипажи вернулись с задания на аэродром. Свидетели из местных жителей рассказали, что в тот день при атаке немецкой колонны был сбит советский самолет, он упал в районе дороги Острошицкий Городок — Логойск. Историю гибели летчиков, время, дату и место падения самолета мне удалось установить с помощью местных старожилов и документов архива. По сведениям, основанным на опросе свидетелей из деревень Чуденичи и Острошицы Логойского района, стало известно, что в июле 1944 года при освобождении Белоруссии в этом районе сбили советский самолет, который упал около дороги из Логойска в Острошицкий Городок. Поиски места падения самолета Ил-2 привели в деревню Чуденичи. Оказалось, самолет разбился именно здесь, недалеко от находящейся там сегодня телевышки. Оба летчика погибли и тогда же были захоронены возле места падения самолета без гробов, тела были укрыты летными куртками.

Война войной, но главное — маневры

По документам ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны в Подольске) установлено, что это был экипаж самолета Ил-2 в составе гвардии лейтенанта Бориса Васильевича Краснова и воздушного стрелка гвардии рядового Алексея Алексеевича Петренко из 74‑го полка ШАП 1‑й гвардейской штурмовой авиадивизии. Они были однополчанами Б. Окрестина и В. Солодухина, вместе воевали в небе Логойщины. В донесении написано, что погибли «над целью 2.7.44 г. в р-не Мощино южнее 8 км Логойска». В другом донесении от 7.7.44 г. написано, что Ил-2 сбит в районе цели Мощино прямым попаданием зенитной артиллерии противника, самолет сгорел. В документе приводится неточное название населенного пункта, на самом деле это Мощенка, на довоенной карте обозначенная как Мощинка, расположенная в двух километрах от деревни Чуденичи. Примерное место гибели самолета для составления донесения, вероятно, определили по карте, так как деревни Мощенка и Чуденичи в 1943 году были сожжены вместе с жителями эсэсовцами особого батальона Дирлевангера. Штурмовик Ил-2, наносивший удар по колонне вражеских войск, был сбит над Мощенкой, долетел до Чуденичей и там упал.

В 1‑й штурмовой авиадивизии расследовались все случаи гибели летчиков и проводился разбор полетов, где изучались обстоятельства и причины, по которым сбили самолет. Согласно документам оказалось, что самолет Краснова потерпел крушение из-за недостаточного противозенитного маневра. Этот случай был изучен детально со всем личным составом и приняты меры: летчики, идущие на задание, предупреждались о необходимости противозенитного маневра. По воспоминаниям ветеранов авиации, наибольшие потери летчики несли именно от зенитного огня противника, но в пылу боя, направляясь на цель, они иногда не делали этот маневр.

Вперед на запад

Красная армия продвигалась дальше на запад, а в это время в лесах и болотах в районе населенного пункта Косино Логойского района была окружена и блокирована крупная группировка вражеских войск. Немцы намеревались прорваться на запад именно по территории Логойского района. В боях с немцами участвовал 13‑й пограничный полк. Тогда пограничники выполняли свои задачи по охране и очистке тыла 3‑го Белорусского фронта. Они заняли позиции возле дороги Острошицкий Городок — Логойск, за Острошицами в районе деревни Чуденичи. Здесь шли ожесточенные бои. 10 июля 1944 года во время боя с наступавшими немцами погиб Алексей Михайлович Носков — курсант учебной команды сержантского состава войск НКВД, впоследствии Герой Советского Союза.

А. М. Носков ­родился 21.11.1924 года в Ярославле. По документам он погиб в бою возле деревни Мишковичи, прикрыв от пули своим телом командира — майора И. Л. Гожуха. По документам ЦАМО А. М. Носков похоронен в поселке Гай Логойского района, а после войны прах перезахоронили на кладбище в деревне Острошицы. На помощь сухопутным войскам, отражавшим попытки немцев прорваться из окружения, пришли штурмовики, которые разгромили эту вражескую группировку. Местные жители вспоминали, что сокрушительный удар по блокированной группировке немцев в лесу нанесли наши самолеты-штурмовики Ил-2. Они видели результаты этого воздушного удара и долго боялись ходить в этот лес. В результате совместных действий штурмовиков-гвардейцев и наземных войск группировку уничтожили. Красная армия продвигалась к западным границам — предстояли новые бои, приближалась Великая Победа. И одним из ее символов стал Ил-2 — самый массовый боевой самолет, выпущенный в годы войны. В августе 2019 года легендарный штурмовик Ил-2 установили на пьедестал в музее под открытым небом возле Кургана Славы.


Никогда не забудем

После войны останки погибших летчиков из деревни Чуденичи были перезахоронены в братской могиле на кладбище в деревне Острошицы. По словам жителя деревни Николая Желобковича, в 1946‑м военкомат привлек его вместе с другими молодыми хлопцами — допризывниками 1928 года рождения к раскопке захороненных в Чуденичах погибших летчиков. Свидетель однозначно утверждал, что во вскрытой могиле было три тела. Никаких документов при них не было найдено. По всей вероятности, вместе с летчиками здесь похоронили погибшего в бою солдата. Летчиком он быть не мог, так как в самолете Ил-2 конструкцией предусмотрено только два места. Свидетели из Чуденичей рассказали, что когда здесь шли бои, то недалеко от места падения самолета (у старого кладбища в церковном логу) стоял советский танк, подбитый при освобождении в июле 1944‑го. Останки трех погибших воинов перенесли на кладбище в деревню Острошицы, которая является центром сельсовета. Туда же были перенесены и останки погибших в годы войны в этой местности. И среди них неизвестные: восемь партизан и один красноармеец.
На братской могиле сейчас стоит памятник — на стеле увековечены фамилии летчиков. Летчики Борис Краснов и Алексей Петренко освобождали Беларусь, ценой жизни приближали Великую Победу и навсегда остались в логойской земле. Сегодня наш долг — не забывать о подвиге солдат-освободителей и помнить цену Победы.

Автор:  Александр ПАВЛЮКОВИЧ.
Другие статьи
15.04.2024
Подвиг разведчика
08.04.2024
Партизанский комиссар
01.03.2024
Война и мир Павла Пронягина
01/00