img bg
img bg

Евгений Филипских

imgЕвгений Федорович Филипских 

Евгений Федорович Филипских родился 28 июня 1914 года в украинском городе Мариуполь в семье железнодорожника. После окончания семи классов парень начал работать кочегаром на паровозе, затем учился в железнодорожном техникуме. Позже стал машинистом, мастером по ремонту подвижного состава. Окончил четыре курса Донецкого индустриального института, после чего по партийному набору пошел на политработу в Красную Армию.

Великую Отечественную войну старший политрук Филипских встретил на должности пропагандиста в одном из артиллерийских полков Западного особого военного округа. В первый же день войны город Лида, где базировался полк, подвергся мощной фашистской бомбардировке. В тылу гитлеровцы высадили десант. Филипских получил приказ держать оборону на шоссе. В течение нескольких часов его бойцы сражались с многократно превосходящим врагом, сам политрук вставал к орудию и бил по фашистским танкам. Приказ был выполнен, артиллерийский полк сумел по шоссе вырваться из окружения. Однако силы были неравные, и к концу ожесточенных боев из группы прикрытия артполка в живых осталось только несколько человек, которых Евгений Федорович повел на восток.

Филипских Евгений Фёдорович
  • Место рождения: Волноваха УССР
  • Дата рождения: 1914 год
  • Национальность: Русский
Герой Советского Союза

Дороги отступления привели Филипских в деревню Бобы Пуховичского района Минской области. Здесь встретились с двумя пограничниками — Сергеем Мальцевым и Виктором Красильниковым. Решили создать боевую группу и бороться с оккупантами. С помощью верного человека — местного ветеринарного врача Трофима Боешко — в глухом лесу, в потаенном месте построили землянку и расположились в ней. Так в сентябре 1941 года появилась новая партизанская группа, командиром которой избрали Филипских. Постепенно обживались на новом месте. Помогли жители окрестных деревень: приютили, обеспечили продуктами, дали оружие, найденное на полях. Всю осень и зиму группа занималась поиском новых бойцов, налаживанием связей в окрестных деревнях, ведением разведки. Партизаны несколько раз обстреливали фашистские машины на шоссе и изучили график движения поездов на железной дороге.

В ночь на 4 мая 1942 года Евгений Федорович повел свою группу на первое серьезное боевое задание. Взрывчатки у партизанской группы не было, но бывший железнодорожник знал, как можно быстро разобрать путь. В итоге паровоз и 27 вагонов с углем и обмундированием полетели под откос. На восьмой день после этого еще один эшелон сошел по разобранному пути в сторону. Диверсии на «железке» следовали одна за другой. Будучи руководителем группы, Филипских пустил под откос 5 вражеских эшелонов, в результате чего было выведено из строя 3 паровоза, 94 вагона.

Вскоре фашисты объявили за поимку партизанского комиссара Филипских большое вознаграждение, и кого-то оно явно заинтересовало. В один из июньских дней 1942 года Евгений Федорович со своей группой отправился на конспиративную встречу со связной в деревню Блужский Бор. Когда партизаны постучались в окно, из-за гумна выскочили фашисты. Филипских начал отстреливаться из пистолета, прикрывая своих товарищей. У самого обрыва реки он был ранен, но сумел броситься вниз, где его подобрали боевые друзья. Пуля прошла буквально сантиметром ниже сердца...

В расположение отряда Филипских пришла направленная в тыл с Большой земли диверсионная группа Шклярика. У нее были толовые шашки, магнитные мины, рация и газеты из самой Москвы. Вскоре в партизанском отряде появилась и связь с Большой землей.

Этот эпизод описывает в своей книге «От Белого до Черного» И.Н.Артемьев: «Связь белорусских партизан отличалась широкой разветвленностью и высокой надежностью. Здесь не были страшны частичные ее потери из-за поломки аппаратуры. На выручку всегда могли прийти соседи. Вспоминается один несколько курьезный случай. На мое имя поступила как-то записка от командира бригады „Пламя“ Героя Советского Союза полковника Е.Ф.Филиппских. Комбриг писал: „ЦШПД прислал никудышного радиста, из-за плохой подготовки он сломал станцию“. Я знал, что в „Пламя“ направлен Ф.С.Стук, хороший специалист. Видимо, у него что-то случилось с рацией. Я распорядился связаться с бригадой через одну из расположенных поблизости от нее станций. Комбриг, человек решительный и инициативный, опередил. Он привез к себе от соседей радиостанцию и радиста, связался с Москвой. Вместе с коллегой Стук быстро привел в порядок свою рацию. У нее сбилась при приземлении на парашюте градуировка приемника. Когда все это выяснилось, связь была налажена, я пообещал комбригу прислать нового радиста. Он категорически отказался, заявив, что Стук его вполне устраивает, что это хороший, знающий парень. Ф.С.Стук пробыл в бригаде до конца боевых действий».

Гром партизанских взрывов звонким эхом пронесся по всей округе. В лес к народным мстителям потянулись люди. По решению Минского подпольного межрайкома партии группа Филипских была преобразована в партизанский отряд «Пламя», вошедший в бригаду «За Родину», которой командовал майор А.К.Флегонтов.

В ночь на 9 октября 1942 года совместно с отрядом В.Тихомирова партизаны Филипских провели операцию по захвату и взрыву охраняемого гитлеровцами железнодорожного моста через реку Талька. Артиллерия била по станции Талька, где стоял эшелон с живой силой противника. Штурмовые группы ворвались на мост и подорвали его. В ту же ночь группы прикрытия пустили под откос два эшелона. В результате действий партизан железная дорога Минск — Бобруйск бездействовала целых 14 суток. За эту операцию Евгений Федорович Филипских был награжден орденом Красного Знамени.

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранится наградной лист, подписанный начальником Белорусского штаба партизанского движения Петром Захаровичем Калининым. Вот выдержка из этого документа: «С октября 1942 г. по 1 мая 1943 г. отрядом под руководством Филипских проведена 61 боевая операция; пущено под откос 45 эшелонов противника, при этом разбито 42 паровоза, 700 вагонов. В результате крушений движение поездов задержано более чем на 600 часов. Взорвано 2 железнодорожных моста на участке Талька — Блужа, движение задержано на 14 суток. Уничтожено 14 мостов на шоссейных дорогах Минск — Могилев, Минск — Бобруйск. Разгромлены 2 волостные управы и гарнизон противника Пуховичского района. Сожжены 2 предприятия местной промышленности, работавшие на немцев. Убито более 200 солдат и офицеров».

«Немецкое командование неоднократно пыталось разгромить „Пламя“ или хотя бы оттеснить его подальше от железной дороги, — писал уже после войны секретарь Минского подпольного обкома Компартии Белоруссии, командир партизанского соединения, Герой Советского Союза Р.Н.Мачульский. — Однако все эти попытки заканчивались провалом... Этот отряд, если можно так сказать, специализировался на подрыве вражеских эшелонов, в нем выросли опытные кадры минеров, диверсантов. Эти люди отличались боевой инициативой, творческой выдумкой».

Когда погиб командир бригады «За Родину» Алексей Флегонтов, на Филипских легла большая ответственность — теперь он был назначен командиром бригады численностью 250 человек. 5 июня 1943 года отряд «Пламя» был преобразован в самостоятельную бригаду. Тогда Филипских срочно вызвали в Москву, где он участвовал в заседании бюро ЦК КП(б)Б, на котором был выработан план будущей всеобщей партизанской операции по названием «рельсовая война».

Вернуться в бригаду Филипских смог только в июле 1943 года. Вернулся не с пустыми руками — из Москвы комбриг привез большое количество взрывчатки и другого оружия. Лето и осень 1943 года бригада «Пламя» провела в многочисленных боях на железной дороге. Новый 1944 года Евгений Филипских встретил в звании полковника.

В представлении на внеочередное воинское звание, подписанном руководством Белорусского штаба партизанского движения, отмечено: «Филипских показал себя смелым, решительным, волевым и инициативным командиром. Хороший организатор масс. Дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным. Пользуется заслуженным авторитетом среди личного состава бригады и местного населения».

Перед операцией «Багратион» партизаны бригады Филипских провели масштабную операцию под названием «Весенний концерт». Целые железнодорожные пикеты оставались без рельсов. Заодно партизаны совершали налеты на фашистские охранные блокпосты и станции. В период «рельсовой войны» партизаны подорвали более полутора тысяч рельсов. Партизанская бригада «Пламя» под командованием полковника Филипских провела более 140 операций против вражеских эшелонов на участке железной дороги Минск — Осиповичи.

21 июня 1944 года бригада «Пламя», руководимая Филипских, в полном составе вышла к железной дороге Минск — Осиповичи. Когда показался эшелон с фашистскими танками и техникой, в ход вступили минометы и бронебойные ружья. Многие танки и платформы были подожжены, а сам эшелон спущен с рельсов. В это время к месту боя подошел фашистский бронепоезд и открыл огонь. Партизаны успели перед ним взорвать полотно и отойти в лес. А специальная диверсионная группа взорвала дорогу в километре позади бронепоезда, и монстр на колесах оказался в «мешке», в котором пребывал семь дней.

В первых числах июля 1944 года бригада «Пламя» под командованием полковника Филипских соединилась с частями Красной Армии. Вместе с воинами 2-го Белорусского фронта 2 июля 1944 года партизаны штурмовали город Марьина Горка и районный центр Пуховичи. Многие из них влились в кадровые подразделения и погнали врага на запад, другие возвращались к мирному труду, к восстановлению разрушенного войной.

gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture

Последний приказ за № 52 Филипских отдал 1 сентября 1944 года. В нем говорилось о расформировании бригады. А немного ранее, 15 августа, за образцовое выполнение боевых заданий в тылу врага и особые заслуги в развитии партизанского движения в Беларуси полковнику Филипских Евгению Федоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Эту огромную радость омрачала тяжелая весть, полученная им из Донбасса: за подпольную патриотическую деятельность гестаповцами был казнен в Мариуполе его отец.

В послевоенный период Евгений Федорович работал заведующим транспортным отделом Минского областного комитета КПБ. Тяжелые ранения, невзгоды и лишения, перенесенные в годы войны, давали о себе знать.

Евгений Федорович Филипских умер 14 июня 1953 года, не дожив до сорока лет, он был похоронен на Военном кладбище в Минске.

Память

На доме № 11 по улице Московской в городе Минске, где жил герой, установлена мемориальная доска.

Другие статьи
Василий Чернышев
Василий Ефимович Чернышев родился 26 августа 1908 года в селе Красное Ливенского района Орловской области в рабочей семье. Свой ...
Иван Банов
В годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Беларуси дни и ночи полыхало пламя небывалой по своим масштабам ...
Николай Покровский
«Кличевская зона», «рельсовая война», «партизанский край» — понятия, неразрывно связанные с героизмом, самоотверженностью участников ...
01/00