img bg
img bg

Иван Титков

imgИван Филиппович Титков 

Иван Филиппович Титков родился 27 августа 1912 года в деревне Слобода ныне Белевского района Тульской области в крестьянской семье. По окончании семилетней школы поступил на Белевский сушильный завод. В 1927 году приехал в город Тулу, где работал на строительстве фабрики-кухни. В 1931 году без отрыва от производства окончил Тульский строительный техникум. Работал управляющим строительных трестов в Кузбассе и Омской области.

В Красной Армии Иван Филиппович с 1934 года. В 1936 году окончил военно-инженерное училище в Тамбове. После увольнения в запас продолжил учебу и в 1939 году окончил Новосибирский строительный институт. В 1940 году вернулся к армейской службе, окончил инженерные курсы. К июню 1941 год стал помощником командира инженерного батальона Западного Особого военного округа.

Лейтенанта Титкова Великая Отечественная война застала на западной границе СССР, в Пинске. С первого налета немецкой авиации он выскочил из дома, оставив жену с маленьким ребенком, и отправился в часть. Со своей семьей он встретится уже только на исходе войны. Часть была уже разбомблена, в город входили немецкие войска. Отступая на восток между первой и второй линиями немецкого фронта, Титков собрал вокруг себя разрозненные и деморализованные остатки частей Красной Армии и к середине июля вывел их с боями из окружения. В ходе отступления вел ежедневные дневники, события из которых легли в основу цикла рассказов писателя Алексея Толстого «Рассказы Ивана Сударева». Сражался в оборонительных боях в районе Гродно, Слонима, реки Неман, участвовал в Смоленском оборонительном сражении и Московской битве.

В июне 1942 года капитан Титков был направлен в распоряжение Штаба партизанского движения Западного фронта, окончил курсы в Барвихе и был десантирован в тыл врага. Там в августе 1942 года на базе отрядов Дьякова, Автушко, Долганова Иван Филиппович создал партизанскую бригаду «Железняк» и стал ее командиром.

Титков Иван Филлипович
  • Место рождения: дер. Слобода, Бельский р-н, Тульская область, РСФСР
  • Дата рождения: 1912 год
  • Национальность: Русский
Герой Советского Союза

Бригада «Железняк» родилась на базе подполья Бегомльщины, которая передала в ее ряды своих лучших патриотов. Бригада состояла в основном из местных жителей, что было особенно важно. Партизаны знали свой район, людей и условия. Это облегчало дело с материальным обеспечением. Бегомльский район послал в партизаны примерно 23% своего населения. Здесь каждая семья являлась партизанской. Военнослужащих, вышедших из окружения или бежавших из плена, насчитывалось лишь 8%. Численность бригады порой превышала 2,5 тыс. человек. Кроме того, она имела несколько сот бойцов в резервно-учебном отряде и тыловых подразделениях, несколько тысяч в составе местных команд сельской обороны. За их счет на время боев с карателями бригада вырастала до 3-4 тыс. человек.

К началу ноября 1942 года обстановка в Бегомльском районе резко обострилась. Вражеские гарнизоны активизировали свои карательные действия. Бригада «Железняк» решила выступить в защиту мирного населения и нарушить взаимодействие между вражескими гарнизонами. После первых дней боев бригады заготовительные мероприятия оккупантов, а также угон людей в Германию были сорваны по Бегомльскому и частично по Докшицкому районам. Выведены из строя межрайонные дороги Докшицы — Лепель, Бегомль — Докшицы, Докшицы — Плещеницы, Бегомль — Долгиново. Главные объекты дороги Докшицы — Лепель, мосты через Поню, Берещину, Мусковицу были уничтожены бригадой «Железняк».

Шоссе Минск — Витебск, по которому постоянно передвигались значительные силы врага в важнейших направлениях (Смоленск, Ельня, Москва), усиленно охранялось фашистскими гарнизонами, поэтому его ликвидация была важным и в то же время очень сложным заданием. На подготовку затратили пять дней и в ночь на 28 ноября 1942 года начали операцию. Враг был застигнут врасплох. На дороге Бегомль — Борисов при содействии местного населения было разрушено 10 мостов, 20 км постоянной телефонной линии. Один из отрядов бригады направился в Докшицы, а затем — в деревню Дубровка. За это время сожгли немало больших и малых мостов, сделали много лесных завалов, ловушек, перекопов. Таким образом, вывели из строя около 200 км автодорог. Разгромили ряд волостных управлений на территории Кривичского и Докшицкого районов. Совершили несколько налетов на железную дорогу Молодечно — Полоцк, разоружили 20 полицейских групп, порвали на много километров телефонные линии. Самое главное — партизаны смогли без потерь разрушить Кальницкий мост, прервав таким образом прямое сообщение между Минском и Витебском.

Крупнейшей операцией «железняковцев» было освобождение районного центра Бегомль. Райцентр приобрел большое значение для оккупантов в их борьбе с партизанским движением в северо-восточных районах Минской области. Этот крупный поселок городского типа был связан с Борисовом, Минском, Долгиново, Докшицами, Лепелем автомобильными дорогами, проложенными через лесисто-болотистую местность. Поселок был опасен еще и тем, что фашисты могли превратить его в опорный пункт для сосредоточения карательных войск. Осада Бегомля длилась два дня, и 19 декабря 1942 года поселок был взят партизанами. Здесь была создана военная городская комендатура, размещен штаб бригады, передвижной госпиталь, ряд тыловых служб. Начата подготовка к обороне города и всего района. В день освобождения бригада пополнилась 300 добровольцев. Соседние отряды и бригады усилили боевую активность, что рассредоточивало внимание немцев, которые не могли одновременно атаковать все центры. Путь из Минска в Витебск был окончательно заблокирован партизанами. Березина севернее Борисова и ряд других водных преград могли теперь хорошо защитить мстителей от немцев. К концу декабря был освобожден весь Бегомльский район, что послужило основой для создания Борисовско-Бегомльской партизанской зоны.

imgВ партизанской бригаде, 1943 год

С середины марта 1943 года в районе дислокации бригады действовал аэродром, через который осуществлялась связь партизан с «Большой Землей». Установление воздушной связи с неоккупированными территориями имело большое значение для партизан. Авиа поезда доставляли железняковцам, а также многим другим соединениям в данной местности медикаменты, оружие и другие продукты первой необходимости. Вывозились за линию фронта раненые бойцы. Долгое время фашисты не могли нанести никакого вреда аэродрому в Бегомле, главным образом благодаря первоклассной конспирации и маскировке народных мстителей, которые успешно использовали особенности лесистой местности, чтобы прятать планеры и грузы.

В мае — июне 1943 года в период затишья на фронте оккупанты решили использовать свои армейские резервы для ликвидации Борисовско-Бегомльской партизанской зоны. Для этого была организована карательная операция «Коттбус» силами специально сформированной группировки войск под общим названием «Боевая группа Готтберга». Возглавил ее бригаденфюрер СС и генерал-майор полиции фон Готтберг. Бригада «Железняк» дала карателям отпор: уничтожила свыше 800 гитлеровцев, 4 танка и бронемашины, подорвала 7 эшелонов, захватила 1690 единиц разного оружия. Кроме того, силами бригады под командованием Титкова был осуществлен разгром Власовской дивизии СС под командованием Гиль-Родионова и обеспечен переход остатков дивизии вместе с командованием на сторону партизан.

imgКомандир Лепельской партизанской бригады Герой Советского Союза В.Е.Лобанок, командир партизанского соединения Борисовско-Бегомльской зоны Р.Н.Мачульский и командир партизанской бригады "Железняк" Минской области И.Ф.Титков (слева направо)

Огромную роль сыграла бригада в развертывании «рельсовой войны», за что и удостоилась двух благодарностей от начальника Центрального Штаба партизанского движения П.К.Пономаренко. Предполагалось разрушить железнодорожное полотно целиком. По очереди были введены группы отвлечения, саперов и отряды прикрытия. Когда было снесено 11 км железнодорожных путей, потребовалось противостоять попыткам немцев восстановить коммуникации. К счастью, высланный врагом словацкий полк не стал активно бороться с партизанами, а частью и помог им в диверсиях, но вскоре был разоружен фашистами и отведен. На участке Молодечно — Полоцк ситуация после этого усложнилась, но диверсии продолжались. Уничтожались и автомобильные дороги. Всего же в «рельсовой войне» члены бригады подорвали более 5,5 тыс. рельсов, пять железнодорожных мостов.

gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture
gallery picture

За образцовое выполнение заданий командования в тылу врага и особые заслуги в развитии партизанского движения майору Титкову Ивану Филипповичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 января 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Кроме того, Титков награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями.

После освобождения района действия партизанской бригады Иван Филлипович служил в Красной Армии, в 1945 — ушел в запас. Долгое время работал в органах госбезопасности, однако в 1956 году выразил несогласие с вводом советских войск в Венгрию и был уволен из КГБ. С 1958 года работал управляющим строительным трестом в городе Гурьеве (ныне — Атерау — административный центр Атерауской области Республики Казахстан), строил промышленные объекты на Мангышлакском полуострове. Затем вернулся в Минске, где и скончался 23 июля 1982 года. Иван Филиппович похоронен в Минске на Восточном («Московском») кладбище.

Из воспоминаний Григория Моисеевича Каплана, воевавшего в бригаде «Железняк»:

«Бригада „Железняк“ была крупным и боеспособным партизанским соединением, в котором был порядок. Комбриг, полковник Титков, пользовался авторитетом, и свои отряды держал в кулаке. В составе бригады была своя артиллерийская техника, целый парк мотоциклов и прочей техники, но что самое главное, в зоне ответственности бригады находился партизанский аэродром, обслуживающий нужды Минского соединения. По ночам на самолетах нам привозили оружие, боеприпасы, продовольствие, а на обратном пути забирали тяжелораненых. Моей роте несколько раз приходилось охранять этот лесной аэродром. Еды и одежды у партизан хватало, и дисциплина была на уровне... Отряды лесных мародеров, шастающие по лесам и маскирующиеся под „советских партизан“, старались не связываться с партизанами „Железняка“, так как Титков мародерские группы ненавидел и расправлялся с ними без жалости».

Память

Именем Ивана Филипповича Титкова названа улица в городском поселке Бегомль, а бригаде «Железняк» установлен памятник.

Другие статьи
Василий Чернышев
Василий Ефимович Чернышев родился 26 августа 1908 года в селе Красное Ливенского района Орловской области в рабочей семье. Свой ...
Иван Банов
В годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Беларуси дни и ночи полыхало пламя небывалой по своим масштабам ...
Николай Покровский
«Кличевская зона», «рельсовая война», «партизанский край» — понятия, неразрывно связанные с героизмом, самоотверженностью участников ...
01/00