Пункт назначения - Зыслов
22 сентября 1942 года. Глухая ночь. Капитан Александр Груздин поднимает в воздух самолет Ли-2 в московском аэропорту Внуково. Пилот не знает, удастся ли ему посадить машину в кромешной тьме где-то посреди лесов Любанского района. Он не уверен, сможет ли остаться в живых.
Пункт назначения борта — остров Зыслов. Пролетая над партизанской территорией, Груздин замечает условный сигнал: на земле горят костры, из которых складывается рисунок в форме конверта. Внезапно лес расступается, и на том месте, где еще минуту назад росли деревья, появляется взлетно-посадочная полоса. Правда, она всего 1400 метров, этого слишком мало, чтобы посадить такое большое воздушное судно. Но шансов на вторую попытку нет, поэтому летчик делает невозможное. А уже потом, когда все окажется позади, в беседе с партизанами будет иронизировать над своим капризным Ли-2: никогда не знаешь, взлетит ли, сядет ли...
Эту военную операцию исследователи относят к одной из самых сложных во всей истории Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза капитан Груздин проложил между Москвой и партизанской Любанщиной воздушный мост, который просуществовал до самого освобождения Беларуси в 1944 году. На остров, спрятанный в непроходимых для вражеских войск болотах, поставляли оружие, медикаменты, агитационные листовки, продукты, забирая на большую землю раненых, детей и стариков.
Первому приземлению Александра Груздина радовались как глотку воды в пустыне. Конечно, народные мстители и до этого получали «посылки» с большой земли: самолеты-разведчики У-2 сбрасывали огромные рюкзаки, набитые ценным грузом, который для сохранности обкладывали ватой, но они зачастую тонули в болотах. А оружие, продукты, медикаменты были очень нужны, ведь с 1941 года на острове располагались подпольный Минский обком и Любанский райком партии, а также военный госпиталь и штаб партизанской бригады № 25 — около 1500 подпольщиков, разделенных на семь отрядов. Кроме того, в ближайших деревнях работали школа и типография, где вышло несколько номеров «Звязды», «Чырвонай змены», районной газеты «Кліч». Первый самолет на аэродроме принял комендант Павел Анасенко. Ему, бывшему военному летчику, и доверили строительство «взлетки». Когда Ли-2 Груздина сел, пилот поприветствовал Павла Семеновича словами: «Ты, конечно, молодец, но полоса короткая». Впрочем, бывший летчик и сам это знал, но местный рельеф не позволял сделать участок для посадки длиннее.
Площадку подготовили всего за месяц. Главный хранитель Любанского музея народной славы Валентина Тимофиевич читала в воспоминаниях фронтовиков, что, когда партизаны бросили клич о помощи по соседним деревням, жители выстраивались в очередь — так хотели помочь строительству:
— Одни укладывали ветки, другие утрамбовывали их, третьи носили гравий из ближайшего карьера. Качество полосы нареканий пилотов не вызывало, но вот длина... Вместо положенных трех километров она была чуть менее полутора. А ведь садиться летчикам обычно приходилось в темноте, что еще больше осложняло ситуацию. Только когда самолет подлетал, ели и сосны, растущие в кадках (они были нужны для маскировки), оттаскивали на санях, освобождая полосу.
Конечно, захватчики догадывались, что у Любанщиншы есть связь с Москвой, но они не знали, где конкретно садятся самолеты. Когда Зыслов ждал очередной Ли-2, на соседнем острове Добрый начинали жечь костры и имитировать бурную деятельность. Вот на него и приходился основной вражеский авиаудар. На партизанской базе все было организовано предельно четко: три смены дозорных, охранников аэродрома, проводников, знавших болотные тропы как свои пять пальцев. Отдыхали бойцы в холодных землянках — разводить огонь было нельзя, чтобы дым предательски не стелился над лесом.
Партизанская землянка
Валентина Тимофиевич вспоминает интересный случай, о котором ей рассказывали партизаны:
— Чтобы спасти 97-летнего деда Талаша, который жил в Петрикове, партизаны привели его на остров под покровом ночи. Войдя в сырую землянку, тот возмутился: чего так холодно, мол, вокруг столько дров, а вы жалеете. Но когда ему объяснили, в чем дело, об отоплении больше речи не заводил.
Есть мнение, что легендарный подпольщик стал прообразом скульптуры «Скорбящий старик», которую установили на братской могиле на острове Зыслов. Это место стало последним пристанищем для 296 бойцов.
Условия, в которых развернулся партизанский госпиталь, были очень тяжелые. Ветераны вспоминали, что, если начиналась гангрена, ноги и руки ампутировали пилкой, дав перед этим выпить пару стаканов спиртного. Бинтов для перевязки тоже не хватало, вместо них были оконные занавески, которые отдавали жители окрестных деревень, а вату заменял мох. Несмотря на это, в соседней деревне сумели организовать школу партизанских медсестер.
Тем временем в деревне Дворец в доме местной жительницы Марфы Мигун тоже кипела работа: здесь партизаны наладили выпуск газет. Бойцы принимали по радио сводки Совинформбюро и набирали их на тетрадных страницах. О качестве печати говорить, конечно, не приходилось: в типографии не хватало клише с некоторыми буквами, пробелами. Листовки получались плохо отпечатанными, с перекошенными строками. Зато какой силой они обладали! Наизусть их знали не только партизаны, но и дети — ученики местной «зеленой» школы, которая заработала 1 октября 1942 года в соседней деревне Загалье.
Вражеские самолеты не раз бомбили школу: на это время ребята уходили в погреба, а когда все утихало, занятия продолжались. В феврале 1943 года фашисты все же смогли ее уничтожить. В наши дни Зыслов уже не остров. Там, где на десятки километров простирались болота, теперь поля местного сельскохозяйственного предприятия. На крутом косогоре возвышается 14-метровый обелиск. Он, а также скульптура «Скорбящий старик», шесть восстановленных партизанских землянок и памятный знак на месте бывшего аэродрома составляют мемориальный комплекс. Его спроектировал архитектор Георгий Заборский. Открыли комплекс в 1969 году.
Автор: Ольга Дубровская